Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


 

 


Фотогалерея

ТИ НИЯУ МИФИ


Ресурсы ТИ НИЯУ МИФИ



Федеральное агентство по образованию
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ – филиал НИЯУ МИФИ


УТВЕРЖДАЮ
Директор ТИ НИЯУ МИФИ
____________Н.Ф. Семенин
«___»_____________2010 г.



Концепция воспитательной работы


Принято Ученым советом ТИ НИЯУ МИФИ
Протокол № __от «___»__________2010г.


Лесной, 2010


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Технологический институт филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» г. Лесного – это вуз, где главным действующим лицом является студент, где воспитание личности профессионала и гражданина является основой воспитательной системы. Воспитательная система предусматривает не только формирование отличного специалиста, но и развитие личностных качеств на основе гражданских, моральных, культурных ценностей, формирование активной жизненной позиции, творческой самореализации, получение навыков самоуправления и командной работы.
    Концепция воспитательной работы, на основе которой осуществляется воспитательная деятельность ТИ НИЯУ МИФИ, разработана в соответствии с основными законами и постановлениями Правительства РФ и нормативными документами по развитию воспитания студентов в системе образования РФ:
1. Законом Российской Федерации «Об образовании»;
2. Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г № 125-ФЗ;
3. Трудовым кодексом Российской Федерации;
4. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000г. № 751 «О национальной доктрине образования в РФ»;
5. Государственная программа «Патриотическое воспитание Граждан РФ на 2006-2010 годы» № 422 от 11.07.2005г.;
6. Приказ Федерального агентства по образованию № 20 от 25 января 2006г.
7. Об утверждении программы Федерального агентства по образованию, реализуемой в рамках государственной программы «Патриотическое воспитание Граждан РФ на 2006-2010 годы»;
8. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», утвержденная постановлением Правительства РФ № 629 от 25 августа 2001г.;
9. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, утвержденная приказом Минобразования России от 28.02.2000г.;
10. Рекомендации по организации внеучебной работы со студентами в образовательном учреждении высшего профессионального образования, письмо Минобразования России от 20.03.2002г. № 30-55-181/16;
11. Рекомендации по развитию студенческого самоуправления в вузах (приказ Минобразования России от 21.06.2002г. № 2329);
12. Рекомендации по организации воспитательного процесса в вузе (письмо Минобразования России от 22.02.06г. № 06-197).

Под воспитанием студентов ТИ НИЯУ МИФИ следует понимать вид целенаправленной деятельности преподавателей и студентов по формированию у молодежи определенной системы взглядов и качеств личности для адаптации их к жизни в обществе и профессиональной деятельности. В воспитательную систему ТИ НИЯУ МИФИ включается деятельность преподавателей, кураторов, зав. кафедр и самих студентов в определенном воспитательном пространстве, а также окружающая социокультурная жизнь общества. Систему воспитательной работы вуз рассматривает, как целостную модель гражданского общества, в рамках которой будущий профессионал на практике осваивает все формы профессиональной и общественной жизнедеятельности, включается в творчество, активно соуправляет вузом.


II. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, МИССИЯ ВОСПИТАНИЯ

Цель воспитания студентов ТИ НИЯУ МИФИ - разностороннее развитие личности будущего конкурентоспособного специалиста с высшим профессиональным образованием, обладающего высокой культурой, интеллигентностью, социальной активностью.
Задачи воспитательной работы со студентами ТИ НИЯУ МИФИ:
- реализация единой с учебным процессом задачи по формированию культурного человека, специалиста – гражданина;
- развитие институтских культурных ценностей;
- развития профессионально значимых личных качеств;
- формирование профессионально-нравственной культуры у студентов;
- сохранение психического и физического здоровья студентов;
- формирование патриотических, гуманистических, толерантных, нравственных установок студентов;
- развития интеллекта и творческих способностей;
- создание условий для творческой самореализации личности студента;
- удовлетворение потребностей студентов в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии;
- организацию досуга студентов во внеучебное время.

Воспитательная миссия образовательного учреждения ТИ НИЯУ МИФИ:
- формирование у студентов гражданской позиции, правовой и политической культуры, патриотизма;
- формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности;
- воспитание нравственности, гуманизма;
- привитие знаний, умений и навыков управления коллективом и командной работы в различных формах студенческого самоуправления;
- сохранение и приумножению историко-культурных традиций вуза, преемственности в воспитании студенческой молодежи;
- совершенствование физического состояния, стремления к здоровому образу жизни, воспитание нетерпимого отношения к антиобщественному поведению.

Главными условиями совершенствования воспитательного процесса в вузе являются:
1. единство объективных условий и субъективных факторов воспитательного воздействия и взаимодействия участников воспитательного процесса в вузе (преподавателей, сотрудников, студентов);
2. осуществление воспитательного процесса непрерывно как во время профессиональной подготовки студентов, так и во внеучебное время;
3. авторитет преподавателя и конечный результат воспитательных усилий преподавателей, сотрудников, студентов;
4. традиции вуза;
5. осуществление воспитательного процесса созданной системой управления воспитательной деятельностью;
6. гуманизация и демократизация жизни вуза;
7. развитое студенческое самоуправление, студенческая наука и эффективное дополнительное профессиональное образование для студентов в период обучения;
8. развитие культурно-массовой деятельности;
9. эффективное использование гибкой системы стимулирования в воспитательном процессе;
10. сочетание задач воспитательного воздействия с решением проблем социальной заботы о молодежи вуза;
11. систематическое планирование воспитательной работы и привлечение положительного опыта воспитательной работы других вузов.

Объектом воспитания в образовательной системе ТИ НИЯУ МИФИ является сам студент в процессе развития его личности, сохраняя и реализуя его индивидуальность, становление его как достойного гражданина, патриота, специалиста высшей квалификации.


III. НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ


Основные направления воспитательной работы:
- создание оптимальной социально-педагогической воспитывающей среды, направленной на творческое саморазвитие и самореализацию личности;
- организация гражданско-патриотического воспитания студентов;
- пропаганда ценностей физической культуры и здорового образа жизни;
- развитие духовно-нравственной, психологической культуры;
- поддержка социальной адаптации студентов;
- содействие в развитии творческого потенциала студентов;
- воспитание толерантности;
- содействие работе общественным студенческим организациям института;
- создание системы морального и материального стимулирования преподавателей, студентов, активно участвующих в организации воспитательной работы;
- повышение экологической грамотности студентов;
- организация творческих, культурно-массовых, спортивных, научных мероприятий;
- научное обоснование существующих методик, поиск и внедрение новых технологий воспитательного воздействия на студента, создание условий для их реализации;
- развитие материально-технической базы объектов, занятых в организации внеучебных мероприятий;
- поддержка и развитие студенческой прессы.


IV. СОДЕРЖАНИЯ ВОСПИТАНИЯ

Непосредственным содержанием воспитания в институте является базовая культура личности, включающая в себя профессионально значительные свойства, качества, ориентацию, позволяющие ей развиваться в гармонии с общественной культурой.
Базовая культура личности студента включает в себя культуру:
- жизненного самоопределения (нравственные нормы, аксиологические установки, самореализация);
- семейных отношений (строительство семьи, отношение с родителями, родственниками, детьми);
- интеллектуального и физического труда;
- профессиональную;
- творческую;
- эстетическую;
- информационную;
- физическую;
- коммуникативную;
- гражданскую;
- правовую;
- экологическую;
- экономическую.
Освоение содержания воспитания конкретной личности приводит к высокой степени его социализации, приобретению профессионально значимых качеств, удовлетворению качеством жизнь.


V. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Систематизирующими факторами воспитательной системы ТИ НИЯУ МИФИ является:
- социально и профессионально значимые потребности развития личности студента;
- личные качества и профессиональная квалификация преподавателей вуза;
- концептуальные установки: цели, задачи, принципы воспитания;
- формы организации воспитательной работы и традиции.
Принципиально важной особенностью воспитательной системы института является приоритет функции формирования личности студента. Центр воспитательной системы – взаимодействие преподавателя и студента. Воспитательная система института в значительной степени имеет адаптивно-вариативный характер. Она меняется в соответствии с изменениями в составе преподавателей и студентов, в тоже время консервативна в части поддержания и сохранения традиций. Сочетание вариативности и консервативности – залог жизненности, устойчивости воспитательной системы.
Вариативность, гибкость обеспечивает гуманизацию воспитания, консервативные элементы – преемственность, накопление положительного опыта и, соответственно, возможность сохранять традиции поступательного развития. Разнообразие воспитательных потребностей студентов и уровень возможностей удовлетворения их со стороны института не бесконечны. Их границы определяются ее целями и задачами, юридическими обязанностями, кадровыми и материальными ресурсами, которыми обладает вуз.
Воспитательная система начинается в сфере взаимодействия студентов и преподавателей в процессе учебной, научно-исследовательской и творческой работы, межличностного общения, общения в социальной и культурной среде. Каждый преподаватель вуза в воспитательной системе играет роль организатора воспитательной среды, вовлекающей студентов в деятельность.
Важным элементом воспитательной системы является организация досуговых мероприятий в целях взаимодействия студентов между собой в сфере учения, научно-исследовательской и творческой работы, культурного и спортивного досуга, овладения дополнительными творческими профессиями, что имеет особое значение в жизни любого человека.



VI. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Систему воспитательной работы в ТИ НИЯУ МИФИ определяют следующие этапы:
Абитуриент. Контингент – школьники 10-11 классов, учащиеся колледжей и училищ – абитуриенты. Задача – создание положительной мотивации у учащихся при выборе профессии.
Этап общего развития и адаптации к учебному процессу и среде института. Контингент – 1 курс. Задача – создание условий для благоприятного вхождения в процесс высшего образования и специфику технического вуза.
Профессиональное самоопределение. Контингент - 2 и частично 3 курсы. Задача – создание предпосылок к индивидуализации учебного процесса.
Профессиональное становление. Контингент – 3 и 4 курсы. Задача – создание условий для индивидуализации учебного процесса.
Профессиональная специализация. Контингент – 4 и 5 курсы. Задачи – создание условий для учебно-исследовательской и творческой деятельности.
Адаптация к профессиональной деятельности и углубление в профессию. Контингент – студенты 5 курса и выпускники. Задача – создание условий для профессионального роста, самостоятельного развития студента как специалиста в процессе активного взаимодействия с будущим местом работы выпускника.
Основанием каждого этапа работы являются ясно обозначенные нравственные начала всех составляющих звеньев образовательного процесса, воспитывающая среда, в которой все цели и средства (а не отдельные элементы или мероприятия) направлены на развитие и становление студента как профессионала – специалиста культурного и цивилизованного, а значит, и нравственного человека.
Содержательным результатом воздействия воспитательной системы должны быть:
- гармония профессионально-образовательной среды в вузе, которая реально проявляется как комфортная для студентов и преподавателей;
- реальная способность студента по окончании института стать полноценной личностью.
Воспитательная работа ТИ НИЯУ МИФИ осуществляется в системах «студент-куратор» и «студент - студенческий актив, студенческая группа».
Система «Студент-куратор». На первом курсе (как и на последующих) для адаптации студентов к обучению в вузе особое внимание воспитательной работе уделяется кураторами. Назначаемые на должность по приказу директора.
Система «Студент - студенческий актив, студенческая группа». В начале учебного года в каждой академической группе назначаются старосты из числа студентов, имеющих наилучшие показатели при поступлении в вуз. По степени участия студентов в различных мероприятиях, организуемых на уровне группы, института выявляются наиболее активные, из них складывается основа самоуправления группы и вуза (Студенческий совет и Студенческий профсоюз).
Руководство воспитательной работой в институте осуществляет помощник директора по воспитательной работе. Он координирует:
- проведение конкурсов плакатов, газет, фотографий;
- кураторов учебных групп и органов студенческого самоуправления;
- организует выставки, встречи, досуговые творческие и спортивные мероприятия;
- поддерживает студенческую прессу.
Основные функции помощника директора по внеучебной работы:
- формирование взаимосвязи между структурными подразделениями вуза;
- формирование у студентов гражданской позиции, сохранение и преумножение нравственных, культурных и научных ценностей в условиях современной жизни, сохранение и возрождение традиций института;
- пропаганда ценностей физической культуры и здорового образа жизни;
- информационное обеспечение студентов и сотрудников института через информационные стенды, информационные листы и другие виды информационной деятельности;
- проведение рабочих совещаний и семинаров с преподавателями - кураторами академических групп, направленных на совершенствование воспитательного процесса;
- разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию системы воспитательной работы, ее финансового и кадрового обеспечения, подготовка методической и локальной нормативной документации по организации воспитательной работы;
- организация воспитательного процесса, связанного с художественно-творческой деятельностью, проведение смотров-конкурсов;
- организация научно-исследовательской и творческой работы студентов;
- внедрение в практику воспитательной работы научных достижений, результатов социологических исследований;
- организация работы по первичной профилактике наркомании и ВИЧ-инфекции среди студентов;
- проведение анализа и контроля воспитательной работы, проводимой в вузе, распространение передового опыта работы других вузов;
- организация участия студентов в мероприятиях институтского уровня, а также в мероприятиях, проводимых городскими и областными структурами по работе со студенческой молодежью;
- содействие в работе Студенческих совета и Студенческого профсоюза;
- подготовка предложений по поощрению студентов за активное участие в общественной жизни института;
- осуществление взаимосвязи с профессорско-преподавательским составом вуза по организации воспитательной работы.
Основными направлениями работы куратора являются:
- знакомство студентов с организацией учебного процесса, Уставом институт, Правилами внутреннего распорядка института;
- направление усилий на создание организованного сплоченного коллектива в группе, проведение работы по формированию актива группы;
- помощь в адаптации студентов к системе обучения в вузе, ориентации в правах и обязанностях, культурном и физическом совершенствовании, налаживанию доброжелательных отношений между преподавателями и студентами;
- оказание помощи активу студенческой группы в организационной работе, содействие привлечению студентов к научно-исследовательской и творческой работе и развитию различных форм студенческого самоуправления;
- информирование об учебных делах в студенческой группе, о запросах, нуждах студентов;
- работа со студентами, имеющих академическую неуспеваемость;
- контроль за посещаемостью учебных и практических занятий студентов.


VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Ведущая роль в воспитании студентов принадлежит профессорско-преподавательскому составу. Сегодня воспитание может и должно быть понято не как одновременная передача опыта от старшего поколения к младшему, но и как взаимодействие и сотрудничество преподавателей и студентов в сфере их совместной учебной и внеучебной деятельности.
Одним из наиболее важных субъектов воспитания, оказывающих на студенческую молодежь опосредованное влияние, является вся вузовская атмосфера, поэтому воспитательная среда формируется силами всех сотрудников института.
Концепция должна служить основой для создания Комплексного плана воспитательной работы в ТИ НИЯУ МИФИ, конкретных программ, отдельных планов воспитательной работы.
Воспитательная работа должна морально и материально стимулироваться.
Система воспитания, несомненно, должна носить динамичный характер. Поэтому данная Концепция должна постоянно творчески развиваться и обогащаться.


Пом. директора по ВР Н.А. Маланина


на главную



© ТИ НИЯУ МИФИ 2011-2017
Свердловская область, г.Лесной, Коммунистический проспект, 36
Свидетельство о государственной аккредитации 90A01 № 0002184 от 01.07.2016 рег. № 2084
Лицензия на право ведения образовательной деятельности 90Л01 №0009189 от 24.05.2016 рег. № 2151
Напишите нам